Новости

Закон № 56 установил принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве

20/03/2015

Мы публикуем Закон города Москвы №56. Этот нормативно-правовой акт устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе, а также правовую, территориальную и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.

6 ноября 2002 года N 56

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
(в ред. законов г. Москвы от 12.03.2003 N 16,
от 14.05.2003 N 25, от 31.05.2006 N 22,
от 26.12.2007 N 51, от 26.05.2010 N 25,
от 28.07.2011 N 36, от 04.04.2012 N 7,
от 11.04.2012 N 8 (ред. 27.06.2012), от 26.12.2012 N 72,
от 06.02.2013 N 7, от 03.04.2013 N 13, от 15.05.2013 N 21,
от 11.12.2013 N 68, от 30.04.2014 N 21, от 16.07.2014 N 41,
от 25.02.2015 N 5)
Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и Уставом города Москвы устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве. Территориальная основа местного самоуправления
1. Местное самоуправление в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве (далее — местное самоуправление) — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления.
(в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
2. Местное самоуправление в городе Москве осуществляется во внутригородских муниципальных образованиях — муниципальных округах, городских округах, поселениях (далее — муниципальные образования).
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
3. Образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению Мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий.
(в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
4. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, преобразование муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории, выраженного представительным органом муниципального образования с учетом результатов публичных слушаний.
(в ред. законов г. Москвы от 31.05.2006 N 22, от 26.05.2010 N 25, от 26.12.2012 N 72)
5. К вопросам местного значения относятся вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых в соответствии с настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
6. Перечень вопросов местного значения устанавливается настоящим Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.
(часть 6 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
7. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Закон, если иное не установлено законами города Москвы, указанными в части 10 настоящей статьи.
(в ред. законов г. Москвы от 31.05.2006 N 22, от 28.07.2011 N 36)
8. Источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества определяются законами города Москвы в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным настоящим Законом, и законами города Москвы о наделении органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями).
(часть 8 введена Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
9. В законах и иных правовых актах города Москвы слова «местный» и «муниципальный» и образованные на их основе слова и словосочетания применяются в одном значении в отношении органов местного самоуправления, а также находящихся в муниципальной собственности организаций, объектов, в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
(часть 9 введена Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
10. Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, включенных в состав внутригородской территории города Москвы в результате изменения границ города Москвы, устанавливаются законами города Москвы.
(часть 10 введена Законом г. Москвы от 28.07.2011 N 36)
Статья 2. Право граждан на осуществление местного самоуправления
1. Жители города Москвы — граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москве независимо от сроков проживания и места рождения (далее — жители), в соответствии с установленными федеральными законами и законами города Москвы гарантиями избирательных прав граждан осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
2. Жители имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей в органах местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
3. Жители имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
4. Жители имеют равный доступ к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой.
5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить жителям возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения жителями другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
6. Жители вправе в соответствии с законодательством обращаться в суд за защитой своего права на осуществление местного самоуправления.
Определением Верховного суда РФ от 21.07.2004 N 5-Г04-59 решение Московского городского суда от 20.04.2004 N 3-46/2004 отменено.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным пунктов 3 и 4 статьи 3 см. решение Московского городского суда от 20.04.2004 N 3-46/2004.
Статья 3. Основные принципы организации местного самоуправления
Местное самоуправление в городе Москве осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) соблюдение прав, свобод человека и гражданина;
2) реализация интересов жителей муниципального образования с учетом интересов других жителей города Москвы;
3) сохранение единства городского хозяйства;
4) сохранение единства бюджетной системы города;
5) самостоятельность органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
6) учет исторических традиций, экономико-географических и демографических особенностей территории города;
7) соразмерность полномочий органов местного самоуправления материальным и финансовым ресурсам муниципального образования;
8) оказание органами государственной власти города Москвы содействия населению в осуществлении права на местное самоуправление;
9) координация деятельности органов местного самоуправления и органов государственной власти города Москвы;
10) контроль со стороны органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы за реализацией отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены соответствующими федеральными законами и законами города Москвы;
11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законодательством;
12) гласность и учет общественного мнения;
13) взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления, жилищного самоуправления, с общественными организациями.
Определением Верховного суда РФ от 21.07.2004 N 5-Г04-59 решение Московского городского суда от 20.04.2004 N 3-46/2004 отменено.
Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным пунктов 8 и 10 статьи 4 см. решение Московского городского суда от 20.04.2004 N 3-46/2004.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти города Москвы в области местного самоуправления относятся:
1) принятие и изменение законов города Москвы о местном самоуправлении в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения, с учетом исторических и иных местных традиций в городе Москве, контроль за их соблюдением;
(п. 1 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
2) обеспечение соответствия законов города Москвы о местном самоуправлении Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
3) законодательное установление наименований органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
(п. 3 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
4) законодательное определение перечня вопросов местного значения муниципальных образований;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
5) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности города Москвы в муниципальную собственность;
6) регулирование отношений между бюджетом города Москвы и местными бюджетами;
7) обеспечение сбалансированности местных бюджетов на основе нормативов бюджетного обеспечения расходных обязательств в пределах вопросов местного значения муниципальных образований, установленных настоящим Законом;
(п. 7 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
8) законодательное определение источников доходов местных бюджетов;
9) казначейское исполнение местных бюджетов на основании соглашений с органами местного самоуправления;
10) установление и введение в действие местных налогов и сборов;
11) предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе субсидий, дотаций, субвенций местным бюджетам в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
(в ред. Закона г. Москвы от 26.05.2010 N 25)
12) наделение законами города Москвы органов местного самоуправления отдельными полномочиями города Москвы (государственными полномочиями) с одновременной передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за реализацией указанных полномочий и использованием указанных средств;
13) принятие в установленном порядке городских программ развития местного самоуправления;
14) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
15) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы;
16) исключен. — Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 22;
17) установление и изменение порядка преобразования муниципальных образований, установление и изменение границ их территорий и наименований;
(в ред. законов г. Москвы от 31.05.2006 N 22, от 26.12.2012 N 72)
18) компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти города Москвы;
19) законодательное регулирование муниципальной службы;
(п. 19 в ред. Закона г. Москвы от 26.05.2010 N 25)
20) принятие и изменение законов города Москвы об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
21) исключен. — Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 22;
22) обеспечение гарантий избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов;
(в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
23) определение перечня и порядка исполнения расходных обязательств муниципальных образований, вытекающих из полномочий по вопросам местного значения, определенных настоящим Законом;
(п. 23 введен Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
24) определение порядка ведения реестра расходных обязательств муниципальных образований;
(п. 24 введен Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
25) проведение Контрольно-счетной палатой Москвы, финансовым органом города Москвы и уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы проверок местных бюджетов — получателей межбюджетных трансфертов из бюджета города Москвы;
(п. 25 введен Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
26) законодательное установление гарантий осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, главы внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее — глава муниципального образования) в соответствии с федеральными законами;
(п. 26 введен Законом г. Москвы от 26.05.2010 N 25; в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
27) организация и ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов города Москвы;
(п. 27 введен Законом г. Москвы от 26.05.2010 N 25)
28) назначение Мэром Москвы половины членов конкурсной комиссии муниципального образования для проведения конкурса на замещение должности главы администрации внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее — глава администрации).
(п. 28 введен Законом г. Москвы от 26.05.2010 N 25; в ред. законов г. Москвы от 11.04.2012 N 8, от 16.07.2014 N 41)
Статья 5. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления
1. Органы государственной власти города Москвы создают необходимые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие органам местного самоуправления в осуществлении ими полномочий по вопросам местного значения.
(в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
2. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления по отдельным вопросам может регулироваться договорами и соглашениями между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления, заключаемыми в порядке, установленном законодательством.
3. В целях координации своей деятельности органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы как временные, так и постоянно действующие. Порядок формирования и осуществления деятельности таких органов определяется правовыми актами города Москвы и правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в Московской городской Думе.
5. Органы государственной власти города Москвы оказывают методическое, кадровое и иное организационное содействие органам местного самоуправления; содействуют профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации муниципальных служащих, выборных и иных должностных лиц местного самоуправления.
6. Органы государственной власти города Москвы осуществляют контроль за соблюдением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Устава и законов города Москвы.
7. В случае несоответствия правовых актов, принятых или изданных органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу города Москвы, другим законам и иным нормативным правовым актам города Москвы Правительство Москвы, уполномоченный им орган, Московская городская Дума вправе предложить органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления привести принятые или изданные ими правовые акты в соответствие с указанными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы либо отменить их, а также вправе обратиться в суд с заявлением о признании таких актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления недействительными.
8. Споры и разногласия между органами местного самоуправления и органами государственной власти города Москвы рассматриваются согласительными комиссиями, создаваемыми из представителей сторон на паритетных началах, с помощью других согласительных процедур или в судебном порядке.
9. Уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы рассматривают предложения органов местного самоуправления, внесенные в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, с обязательным участием уполномоченных представителей муниципальных образований. Мотивированное заключение, решение по результатам рассмотрения внесенных предложений направляются в орган местного самоуправления в 30-дневный срок со дня поступления предложений в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы.
(часть 9 введена Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
10. Префектуры административных округов города Москвы рассматривают предложения управ районов города Москвы по вопросам, требующим согласования с органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 8 настоящего Закона, только при наличии заключения (положительного или отрицательного) органов местного самоуправления.
(часть 10 введена Законом г. Москвы от 31.05.2006 N 22; в ред. Закона г. Москвы от 11.04.2012 N 8)
Статья 5.1. Совет муниципальных образований города Москвы
(введена Законом г. Москвы от 26.05.2010 N 25)
1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в городе Москве образуется Совет муниципальных образований города Москвы.
2. Организация и деятельность Совета муниципальных образований города Москвы осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям.
3. Съезд (собрание членов) Совета муниципальных образований города Москвы:
1) утверждает устав Совета муниципальных образований города Москвы;
2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности Совета муниципальных образований города Москвы и содержание органов управления Совета муниципальных образований города Москвы;
3) избирает органы управления Совета муниципальных образований города Москвы;
4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом Совета муниципальных образований города Москвы.
4. Совет муниципальных образований города Москвы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления, ограничивать их деятельность.
5. Совет муниципальных образований города Москвы осуществляет право законодательной инициативы в Московской городской Думе по вопросам организации местного самоуправления в городе Москве.
(часть 5 введена Законом г. Москвы от 26.12.2012 N 72)
Статья 5.2. Взаимодействие органов государственной власти города Москвы с Советом муниципальных образований города Москвы
(введена Законом г. Москвы от 26.05.2010 N 25)
1. В состав органа управления Совета муниципальных образований города Москвы могут входить депутаты Московской городской Думы, представители органов исполнительной власти города Москвы в соответствии с уставом Совета муниципальных образований города Москвы.
2. Органы исполнительной власти города Москвы направляют в Совет муниципальных образований города Москвы на согласование проекты правовых актов, затрагивающих вопросы организации местного самоуправления в городе Москве и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с органами местного самоуправления.
3. Представители органа управления Совета муниципальных образований города Москвы могут присутствовать на заседаниях Московской городской Думы, Правительства Москвы по вопросам организации местного самоуправления в городе Москве в порядке, установленном Регламентом Московской городской Думы и Регламентом Правительства Москвы.
4. Правительство Москвы может оказывать экономическую поддержку деятельности Совета муниципальных образований города Москвы в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
5. Представители органа управления Совета муниципальных образований города Москвы могут участвовать в работе комиссий и рабочих групп Московской городской Думы в порядке, установленном Московской городской Думой, входить в состав комиссий, рабочих групп, создаваемых органами исполнительной власти города Москвы, в порядке, установленном Правительством Москвы.
6. Органы исполнительной власти города Москвы оказывают содействие в реализации решений съезда (собрания членов) Совета муниципальных образований города Москвы.
7. Органы исполнительной власти города Москвы взаимодействуют с Советом муниципальных образований города Москвы по вопросам организации местного самоуправления в городе Москве в части, касающейся компетенции отраслевого, функционального или территориального органа исполнительной власти города Москвы.
Статья 6. Устав муниципального образования
1. Муниципальное образование имеет устав, которым регулируются вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
2. Муниципальное образование самостоятельно разрабатывает и принимает устав муниципального образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 31.05.2006 N 22)
3. Устав муниципального образования, вносимые в него изменения и дополнения принимаются представительным органом местного самоуправления большинством, не менее двух третей, голосов от установленного числа депутатов.
(в ред. Закона г. Москвы от 26.12.2012 N 72)

Выбор редактора