Новости

Главная > Лента новостей > Автор проекта «Свободное творчество»: Мой выбор уйти в искусство был сознательным и осмысленным

Автор проекта «Свободное творчество»: Мой выбор уйти в искусство был сознательным и осмысленным

18/10/2017
Ксения Сергачева
Ксения Сергачева

Презентация арт-кружка «Свободное творчество» прошла в галерее «На Каширке» в воскресенье, 15 октября.

На встрече автор и преподаватель проекта Ксения Сергачева поговорила с гостями о том, что такое искусство, есть ли в каждом человеке творческое начало. Участники обсудили, нужно ли долго и упорно учиться вышивке или рисованию, или можно просто разрешить себе роскошь творить.

Редакция газеты «Нагатино-Садовники» узнала у Ксении о том, для чего нужен проект «Свободное творчество», что такое искусство и какие повороты встречались на ее творческом пути.

-Ксения, когда и как Вы начали заниматься творчеством?

По первому образованию я психолог и в этой сфере работала довольно  долго – сразу после окончания института в 2002 году.  Но  в определенный период, раскрыв себя в разных сферах этой профессии,  поняла, что больше это мне не интересно в том виде,  в котором традиционно работает психолог. И я пошла искать свой Путь, который привел меня к теме искусства и творчества. Так  в  33 года я  впервые я взяла в руки карандаш  и нарисовала свой первый взрослый рисунок. Детские не считаю, потому что все мы в детстве так или иначе рисуем.  Сейчас мне 39, так что я вполне себе еще молодая художница, потому что занимаюсь искусством и творчеством  чуть более 5 лет.

-Где учились, как пришли туда, поступили?

Когда я поняла, что хочу заниматься искусством – творить красоту, то очевидным стала необходимость этому научиться.  Сначала я решила стать дизайнером интерьеров,  но после 3х месяцев обучения по этому направлению в одной из московских школ дизайна, поняла, что техническую сторону этой профессии мне не осилить – неожиданно для  себя самой  я обнаружила, что я художник,  а не дизайнер. Так как я по натуре человек фундаментальный – если уж учиться, то в ВУЗе, то передо мной встал выбор, куда идти учиться, чтобы получить диплом, а не 3 месяца курсов.  Ознакомившись с ситуацией, я поняла, что могу претендовать на учебу в магистратуре (причем мне был важен именно бюджетный вариант обучения), но для этого нужно сдать все экзамены, включая специальность – на экзамене это и теоретические вопросы, и эссе, и практическое творческое  задание, и главное – портфолио, которого у меня  на тот момент не было.  Я готовилась год – ходила на все лекции в художественные музеи, нашла интересные для меня курсы по креативной графике, чтобы сделать  портфолио работ, пошла учиться в иконописную школу, также стала заниматься икебаной и каллиграфией в японском культурном центре – провела работу на всех фронтах. В итоге,  портфолио получилось очень разнообразным – я включила  туда еще и свои художественные фото, — концептуальным по идее – я сделала  большую книгу – альбом, и на экзамене мне сказали, что оно было лучшим.  В итоге  поступила в магистратуру МГУДТ на авторскую программу профессора Виктора Уварова «Уникальный текстиль в интерьере» и проучилась там 2 года, защитив в итоге диссертацию и получив красный диплом. И вот именно благодаря моему научному руководителю  я поняла, что я действительно художник: он  очень меня поддерживал, всегда отмечал успехи, удачные работы, то есть  изначально видел во мне именно талант. Это доверие очень вдохновляло и вдохновляет до сих пор. Учеба  в школе «Свободные мастерские», которую я закончила в этом году уже как современный художник – это давняя мечта, которая была у меня еще до поступления в магистратуру, и ее мне тоже удалось осуществить.

-Откуда взялась идея Вашего проекта, были ли проекты до этого?

Я никогда не мечтала стать художником, поэтому  не училась ни в каких  художественных школах,  но всегда любила придумывать  одежду, рисовала эскизы, играла в цвет.  Кроме того,  мне не повезло в детстве с  учителем рисования в школе – он так  гневался на мои каракули, что отбил у меня всякую охоту развиваться в этом направлении.  В психологии это бы назвали травмой. Но теперь я могу сказать, что на самом деле благодарна ему, потому что мой выбор уйти в искусство оказался сознательным и осмысленным —  я  сделала  его во взрослом возрасте, у меня была сильная мотивация на учебу, сильное желание добиться цели. И  путь, который мне пришлось пройти,  чтобы называть себя вот так – художница – очень многое мне показал и  позволил увидеть тот проект, который я сейчас активно развиваю   — «Арт-кружок «Свободное творчество». Это работа со взрослыми людьми,  уверенными в том, что они не умеют рисовать, потому что  у них в голове, так же как и меня в свое время, собралось множество деструктивных  утверждений на этот счет.  И это мой первый такой проект в художественной сфере (видите, я даже не могу его назвать образовательным, потому что не учу рисовать и вообще заниматься творчеством, а помогаю  вспомнить о том, что люди это уже умеют). Но проекты в плане работы с собой – как говорят психологи, со своим внутренним ресурсом, с тем, что мы называем внутренней силой – я веду уже давно. И в первую очередь это танцевальные и телесные практики, так как именно через работу с телом возможно достичь очень серьезных результатов в повышении  качества жизни, внутренней гармонии, здорового состояния психики в целом.

-Что для Вас значит «творчество»?

Творчество для меня это в первую очередь мышление, а если быть точнее, то определенный его ход, направление, это  определенное видение, как ни странно  это может прозвучать.  И я теперь точно знаю, что это можно развить. Поэтому я не верю людям, когда слышу от них фразу  «Я не творческий человек». Второе важное определение творчества для меня  заключается в понимании его как инструмента —  причем, одного из самый мощных —  по достижению состояния счастья, гармонии,  здоровья, и как следствия – успеха и высокого качества  жизни.

-Почему творчество вообще нужно и важно для человека?

Я  бы сказала, что это обязательное условие полноценной жизни  — это  здоровая психика, здоровая личность, умеющая ладить и с собой, и с окружающими, это физическое здоровье в том числе, то есть это такая прекрасная  поддерживающая терапия.  Для меня это самый мощный инструмент, который помогает наладить и поддерживать контакт с собой. Конечно,  творчество важно и как способ  коммуникации с миром. ТО есть я могу сказать что-то через творчество, выразить что-то, что у меня внутри. И третий важный момент   — это созидательный процесс, дающий  возможность  что-то создавать, а не разрушать.

-Есть ли у Вас любимые художники, направления? 

Очень сложный  вопрос. Пожалуй, то, как развивалось искусство в 20 веке – это и есть мои интересы и то, что меня вдохновляет.  В этом смысле выделить  нескольких художников сложно –   столько талантов, столько  нового, по – настоящему  интересного, заставляющего тебя мыслить, чувствовать, развиваться. Это и Кандинский, И Модильяни, и Клее, и Пит Мондриан, Пикассо;  из более поздних и ныне живущих – Герхард  Рихтер,  Александр Юликов, скульптор Вадим Сидур. В текстильном искусстве это в первую очередь  Магдалена  Абакамович, ныне покойная, и Ольга де Амараль – мастера, перевернувшие мой взгляд на текстильное искусство.  Это, конечно,  далеко не полный список.  Но особый трепет вызывает у меня личность,  судьба  и, конечно, творчество Винсента Ван Гога.

-Если не секрет, как Ваши друзья и родные относятся к выбору сферы искусства?

Я получаю очень много поддержки. Думаю, что если бы мои родители были живы, то точно бы одобрили мой выбор. Про друзей и говорить нечего: тут и не может быть иначе –  на то они и друзья, тем более что большая их часть также принадлежит миру искусства.  Но больше всего, конечно, меня поддерживает муж – и морально, и физически, и во многом именно благодаря этой поддержке я могу заниматься тем,  чем занимаюсь – современным искусством. Что касается выбора детей, то тут я как мама могу сказать, что всячески  поддерживаю мечту сына стать архитектором, помогаю ему в учебе в художественной школе,  делюсь  знаниями, считаю как раз очень важным развивать именно творческую сторону в  образовании.

-Как Вы относитесь к современным российским художникам, кого можете выделить, какие перспективы есть у российского изобразительного искусства?

Это  еще один сложный вопрос, тем более, что касается будущего российского  изобразительного искусства – не берусь давать прогнозы вообще, потому что все настолько непредсказуемо и тем и интересно, что лучше просто наблюдать и быть внутри процесса – либо как зритель, либо как участник.  Могу лишь с уверенностью сказать, что наряду с классическим искусством обязательно нужно  знакомиться и с современным,  актуальным искусством. Просто потому, что оно  совершенно другое – и оно заставляет человека думать, а не только наслаждаться красотой, дает возможность осмыслить ту реальность, в которой человек живет, увидеть, понять свое место в ней. Это как раз тот самый способ посмотреть на привычный мир и его явления по – другому, то есть  открыть свои творческие глаза. Исходя из всего, что сказано —  очень сложно выделить кого-то. Но вот последним потрясением была выставка  моей коллеги по учебе в «Свободных мастерских» Веры Петровой в галерее А3 в рамках проходящей сейчас биеннале современного искусства. Также мне очень нравится творчество Устины  Яковлевой и Ульяны Подкорытовой.

-Что бы Вы могли пожелать людям, которые только начинают свой творческий путь?

— Слушать свой внутренний голос, и даже если страшно, все равно пробовать и не поддаваться давлению (как внутреннему, так и внешнему). Практический совет: найти то, что будет вас вдохновлять и  помогать выполнять первый пункт (книга, человек, преподаватель), уметь расставлять приоритеты в процессе Пути, научиться видеть главное!

 

Метки: , , , ,

Выбор редактора