Новости

Западный опыт на местной почве: Европейская хартия местного самоуправления

07/06/2018
Местное самоуправление
Местное самоуправление

Совместно с администрацией муниципального округа Нагатино-Садовники мы подготовили цикл материалов об истории местного самоуправления, который недавно завершился. В этот раз расскажем о международном опыте на примере Европейской хартии. Многие ее принципы используются и в России.

Документ был разработан в 1985 году. За три следующих года его подписали все страны, входившие в Совет Европы, и в 1988 году хартия была окончательно принята. Россия подписала документ в 1996 году, когда стала членом Совета Европы. Нормативный акт был ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. N 55-ФЗ.

Европейская хартия местного самоуправления состоит из трех частей, в которых в общей сложности содержится18 статей. В преамбуле хартии, сообщается, что государства — члены Совета Европы, подписавшие хартию, соглашаются с тем, что «органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя», а «право граждан участвовать в ведении государственных дел относится к демократическим принципам, разделяемым государствами — членами Совета Европы», и «это право наиболее непосредственно может быть осуществлено именно на местном уровне».

Таким образом, хартия декларирует и закрепляет один из важнейших принципов западной демократии – влияние местных сообществ на управление страной и автономность в местных вопросах. Проще говоря, существует ряд сфер, в которых решения могут приниматься без участия вышестоящей власти: строительство дорог, благоустройство территорий, транспорт и т.д. Такое разграничение позволяет выстроить более эффективную систему управления.

Именно об этом говорится в первой части хартии, где дается подробное определение местного самоуправления.

Реализация полномочий местного самоуправления, в соответствии с хартией, происходит через советы или собрания, члены которых избираются путем свободных, прямых, равных и всеобщих выборов. Советы или собрания могут организовывать подотчетные им исполнительные органы. Например, органами местного самоуправления в Москве являются Советы депутатов, а исполнительного-распорядительными органами – аппараты (или администрации).

Также в хартии есть требование законодательного закрепления принципов местного самоуправления в законах стран, ратифицировавших документ, желательно, в конституции. В России общие принципы организации местного самоуправления определяются в Главе 8 Конституции РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В документе говорится и о сфере компетенции местного самоуправления, о механизме передачи  полномочий со стороны органов вышестоящей власти и защите от излишнего контроля и злоупотреблений со стороны вышестоящей власти и правоохранительных органов. При этом необходимо, чтобы был некий баланс: в особых случаях допустим контроль над органами и должностными лицами местной власти для предотвращения злоупотреблений уже с их стороны. Например, согласно хартии, представители вышестоящей власти могут контролировать работу органов местного самоуправления только в той мере и в тех случаях, которые предусмотрены конституцией или законом.

Добавим, что многие общественные институты и законы в России после перестройки создавались по европейскому образцу, поскольку собственного опыта не было, а тот, что был до революции, устарел. Это относится и к местному самоуправлению. Во многих отношениях Европейская хартия является актуальным для России документом, более того – действующим. Ведь российское законодательство в области местного самоуправления (с учетом нашей специфики) во многом опирается на принципы, положения и понятия этого документа.

Метки: , , , , , , ,

Выбор редактора