Новости

Про консервацию, море и «плавучесть» яиц: третьеклассники школы № 507 изучили свойства соли

07/11/2019

Елена Зиняева, естественно-научная лаборатория, окружающий мир, Светлана Сапожникова, соль, Татьяна Чугунова, школа 507

Необычный урок окружающего мира прошел у третьеклассников школы № 507 в среду, 6 ноября. Об этом журналисту Объединенной редакции интернет-изданий Южного административного округа столицы сообщила педагог-организатор образовательного комплекса Татьяна Чугунова.

Подробностями о занятии в естественно-научной лаборатории с журналистом поделилась администратор здания Светлана Сапожникова.

— Возможность заниматься естественно-научными открытиями есть у каждого ученика начальных классов, — отметила Светлана Сапожникова. — В этом году лаборатории нашего здания исполняется 5 лет. Ее возглавляют учителя «началки», занимающиеся со всеми ребятами, которым интересны вопросы этого направления.

Лабораторию третьих классов ведет Елена Зиняева. Ее ученики изучают соль — чтобы узнать о том, какие интересные свойства может скрывать простой хлорид натрия. Для этого малышам предстояло проделать большую предварительную работу: изучить литературу и интернет-источники, выяснить и доказать опытным путем некоторые известные свойства соли, выявить значение этого вещества в жизни людей и животных — и изучить применение соли в промышленности, хозяйстве и народной медицине.

— Первое из интересных сведений гласит, что соленая вода позволяет держаться на плаву и не тонуть, — сказала Елена Зиняева. — Мы решили это проверить: взяли два стакана с водой, и в один из них добавили соль. После в обе емкости опустили обычные куриные яйца, и — о чудо! — то яйцо, которое оказалось в обычной воде, быстро оказалось на дне, а другое осталось плавать. Так мы наглядно увидели, что плотность соленой воды больше плотности пресной — а значит, больше и выталкивающая сила. Теперь понятно, почему на море легче учиться плавать!

Что еще мы знаем о соли? Что ее издавна применяют для того, чтобы хранить продукты: раньше не было электричества и холодильников, но наши предки делали так, что мясо, огурцы и помидоры не портились до самой весны. Как?

— Секреты рецептов засолок передаются из поколения в поколение, но кое-что общее в них все же есть: если поместить в крепкий рассол помидоры, огурцы, зелень, то они останутся вкусными и полезными, — подчеркнула Елена Зиняева. — Так же и с мясом: мы положили два одинаковых кусочка мяса в разные стаканы, но один из кусочков мы хорошенько просолили — после чего оставили оба стакана на подоконнике. Через несколько дней мы внимательно осмотрели первый кусочек, который был в соли — и ни его цвет, ни запах не изменились; а вот второй… Даже не смогли рассмотреть: от него неприятно пахло, выглядел он ужасно, потому что испортился. Таким образом, мы подтвердили, что соль — прекрасный консервант, который помогает сохранять продукты без использования холодильника. Даже провели анкетирование: оказалось, что семья каждого учащегося на зиму обязательно консервирует банки с огурцами. Впереди много интересного: не за горами зима — и мы хотим узнать, как используют соль для борьбы с обледенением дорог.

Дети даже порисовали соленой водой на бумаге — и увидели, как «проявляются» и белеют изображения.

— Уроки окружающего мира занимают особое место среди учебных предметов программы начальной школы, — отметила Светлана Сапожникова. — Образно говоря, эта наука — о том, что всегда рядом: и познание детьми мира вокруг них вовсе не ограничивается занятием в школе, а продолжается постоянно и за ее стенами. В младшем школьном возрасте закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой: этот период крайне важен для формирования основ научного мировоззрения. Раннее детство для малышей — это всегда радость открытия. Большую роль в процессе познания играет эксперимент; однако их подавляющее большинство, проводимое на традиционном оборудовании, носит исключительно описательный характер — и не дает юным школьникам возможности самим принять участие в работе.

Работа в естественно-научной лаборатории с выполнением требований Федеральных государственных образовательных стандартов — использованием цифровых микроскопов и компьютеров — решает многие вопросы. Такие уроки позволяют организовать и провести проектную деятельность — дети получают наглядные показатели и результаты работы. Кроме того, у ребят формируется четкое понимание того, что исследование, эксперимент и проект — вещи серьезные, со своими характерными особенностями и требованиями.

— Современное оборудование показывает ученикам, что компьютер, вопреки представлениям большинства ребят, предназначен не только для игр: это серьезный инструмент и помощник, — подчеркнула Светлана Сапожникова. — К тому же, в программе начальной школы нет отдельных предметов «Информатика» или «Компьютерная грамотность»; при этом, выпускник «началки» должен обладать навыками работы с основными офисными приложениями. И работа над проектом с помощью цифрового микроскопа как раз и позволяет показать ученику, как использовать разные приложения для решения конкретных задач.

Фото предоставила Татьяна Чугунова

Метки: , , , , , ,

Выбор редактора