Москва — один из крупнейших мегаполисов мира, здесь живут и работают более 12 миллионов человек. Особое экономическое, финансовое, транспортное и социальное положение столицы обусловливает ценности, образ жизни и запросы москвичей.
Основываясь на точном понимании потребностей горожан, Правительство Москвы определило основные направления развития столицы на ближайшие годы. Впереди много важных дел. Это решение транспортных проблем, повышение комфортности городской среды, развитие образования, здравоохранения и социальной защиты, безопасность, борьба с нелегальной миграцией, открытость власти.
За два с половиной года настойчивой и планомерной работы удалось добиться определенных успехов — Москва начала преображаться на глазах.
УЮТ, УДОБСТВО,
ЧИСТОТА
Удобство жизни в городе во многом зависит от качества городской среды. Это понятие включает в себя широкий спектр вопросов, связанных непосредственно с состоянием жилья, дворов, социальной инфраструктуры, наличием в шаговой доступности важных объектов — парковок, зон отдыха, парков и т. д. Комфортность городской среды тесно связана с такими понятиями, как уют, удобство, чистота, функциональность.
Повышение комфортности городской среды:
• ведение сбалансированной градостроительной политики;
• обустройство дворов и ремонт домов;
• развитие общественных пространств, в том числе зон отдыха;
• активизация культурной жизни;
• улучшение внешнего облика Москвы;
• изменение форматов торговли;
• сохранение объектов культурного и исторического наследия столицы.
Принимая градостроительные решения, Правительство Москвы ориентируется на такие целевые показатели, как обеспеченность транспортом, разумный баланс жилья и рабочих мест на конкретной территории, опережающее, по сравнению с жилой застройкой, создание объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Москва — город, имеющий множество возможностей для организации качественного досуга. В первую очередь местами отдыха должны стать зеленые зоны и парки.
В 2010-м и в начале 2011 г. многие парки пребывали в аварийном состоянии. В 2011–2012 гг. большинство парков шаговой доступности были приведены в порядок — в них были созданы все условия для цивилизованного и безопасного отдыха.
С 2013 г. реализуется программа «Народный парк», в рамках которой работа по созданию новых парков ведется совместно с жителями города. В 2012 г. от москвичей поступали предложения по организации парков на месте необустроенных территорий. Из этих предложений были отобраны 49 самых перспективных проектов. В результате на территории общей площадью 104 га будут разбиты 19 новых парков за счет бюджета города и 30 — за счет средств инвесторов. Крупные перспективные проекты связаны с созданием нового парка развлечений на территории старейшей промзоны города — ЗИЛ, парка «Зарядье» в центре столицы, парка развлечений на территории Мневниковской поймы.
С прошлого года в городе также начали появляться пешеходные зоны, которые, по планам властей, станут не просто местом для прогулки горожан, но и площадками для проведения городских праздников. К концу текущего года в столице будет создано более 60 км пешеходных зон.
УЛУЧШИТЬ
ОБЛИК МОСКВЫ
Город должен быть не только удобным, но и красивым. Улучшить облик Москвы планируется за счет ограничения количества наружной рекламы, ремонта фасадов, совершенствования наружного освещения, модернизации нестационарных торговых объектов.
В 2011–2012 гг. была проведена большая работа по расчистке городской территории от уродующих ее облик нестационарных объектов торговли — разномастных ларьков и палаток.
В 2012 г. с улиц города были убраны 2147 рекламных транспарантов-растяжек и демонтировано свыше 300 крупноформатных объектов наружной рекламы. В 2013 г. демонтированы 2390 рекламных панель-кронштейнов на опорах освещения.
Правительством Москвы начат пилотный проект по организации размещения вывесок и иных информационных конструкций в городе Москве. Данный проект предусматривает, прежде всего, разработку архитектурно-художественных концепций внешнего облика ключевых улиц, магистралей и территорий города Москвы. В 2013 г. разработка таких концепций будет осуществляться в первую очередь для центральных улиц города. В течение 2014–2015 гг. такие концепции будут разработаны для всех улиц внутри Бульварного кольца и иных ключевых значимых территорий города, к примеру, вылетных магистралей.
ЗДОРОВЬЕ МОСКВИЧЕЙ — КЛЮЧЕВОЙ
ПРИОРИТЕТ
Для Правительства Москвы здоровье жителей столицы является ключевым приоритетом политики в области здравоохранения. Главная задача — вывод городской сферы здравоохранения на современный мировой уровень качества при полном сохранении доступности государственной медицины для горожан.
Важными показателями развития системы московской медицины являются продолжительность жизни и естественный прирост населения. В целях достижения позитивной динамики этих показателей Правительство Москвы реализует меры, направленные на повышение качества и доступности медицинской помощи, смещение акцента оказываемой медицинской помощи со стационарного на амбулаторный этап.
В рамках проведенной реорганизации районные поликлиники вошли в состав амбулаторных центров в качестве филиалов. В созданных амбулаторных центрах (учреждениях II уровня) население получает услуги полного медицинского обследования на самом современном оборудовании и консультации ведущих врачей и специалистов.
В ходе реализации Программы модернизации здравоохранения города Москвы в период с 2011 по 2012 г. было проведено техническое переоснащение учреждений современной медицинской техникой. Закуплено более 60 тыс. единиц оборудования.
УПРАВЛЯЕМ ВМЕСТЕ
Формирование комфортного, удобного для жизни города возможно только при условии активного участия самих жителей в управлении городом, а также повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг.
Ключевые приоритеты:
• информирование граждан;
• привлечение жителей к участию в управлении городом;
• привлечение граждан к контролю над работой чиновников.
Для этого предполагается развитие системы местного самоуправления; создание единого портала открытых данных; запуск централизованных порталов для вовлечения жителей в управление городом.
Потенциал местного самоуправления многие годы использовался недостаточно эффективно. Летом 2012 г. в Москве произошли существенные изменения в полномочиях органов местного самоуправления, главная задача которых — привлечь население и избранных муниципальных депутатов к управлению городом.
Местным депутатам передан целый ряд полномочий. Они получили право обсуждать и утверждать основные мероприятия, связанные с капитальным ремонтом дворов, домов, и контролируют ход и приемку работ, следят за качеством и сроками их выполнения в районах города.
Перед депутатами стали регулярно отчитываться управа района и важнейшие для населения городские организации. Без согласия депутатов в районах не могут быть построены гаражи и храмы, а также торговые и бытовые объекты площадью до 1,5 тыс. квадратных метров. С депутатами согласовывается размещение торговых палаток и летних кафе.
Кроме того, муниципальные депутаты одобряют календарный план по досуговой и спортивной работе, принимают решения о предоставлении помещений для работы некоммерческих организаций. Они также получили доступ к конкурсной документации при проведении торгов по благоустройству и капитальному ремонту.
КАЧЕСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ
Основная цель столичного образования — обеспечить условия для социальной и образовательной успешности каждого юного москвича.
Приоритеты Правительства Москвы:
• повышение качества и доступности образования;
• укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
• качественное развитие кадрового потенциала, повышение привлекательности профессии педагога, обеспечение достойной оплаты труда;
• повышение качества образования посредством внедрения инновационных технологий.
В Москве продолжает расти рождаемость — сегодня этот показатель достигает 130 тыс. новорожденных в год. Ведется активное строительство детских садов. За 2012 г. введены в эксплуатацию более 70 детских садов. Продолжается работа по возврату в систему образования зданий детских садов, ранее переданных под иные цели. В 2010–2012 гг. переданы в государственную собственность города Москвы 49 зданий. Построены и введены в эксплуатацию 15 зданий школ, в том числе один блок начальных классов. Образовательные учреждения оснащаются новым оборудованием, регулярно проводятся ремонт и благоустройство территорий школ.
ДОБРЫЙ ГОРОД:
ЗАБОТА И ПОДДЕРЖКА
Качество жизни в любом городе, тем более в таком крупном мегаполисе, как Москва, во многом зависит от уровня социальной защищенности жителей. Москвичи должны быть уверены, что город заботится о них и предоставляет необходимые меры социальной поддержки.
Цель Правительства Москвы — повышение уровня и качества жизни граждан, особенно малообеспеченных и многодетных семей, инвалидов и пенсионеров, ветеранов Великой Отечественной войны.
Приоритеты работы:
• социальная защита ветеранов и старшего поколения;
• помощь нуждающимся семьям с детьми, в том числе имеющим детей-инвалидов;
• социальная интеграция лиц с ограничением жизнедеятельности, трудоустройство инвалидов;
• обеспечение граждан жильем.
Особый акцент в дальнейшем будет сделан на сохранение мер социальной поддержки семьям с детьми, пенсионерам и инвалидам, повышение доступности и качества социальных услуг за счет усиления адресности и индивидуального подхода к объему необходимой получаемой помощи для каждого клиента. При этом курс на сохранение не означает, что в системе ничего не будет меняться. Система социальной защиты должна развиваться вместе с городом.
ПАССАЖИРУ
И АВТОМОБИЛИСТУ — СВОБОДУ И КОМФОРТ
Развитие столичного общественного транспорта и повышение его привлекательности, строительство и реконструкция дорожно-транспортной сети — важнейшая задача для городских властей. Создание отлаженной, комфортной и доступной системы общественного транспорта будет благоприятствовать отказу москвичей от избыточного и неразумного использования личного транспорта, выбору в пользу общественного транспорта и, как следствие, способствовать уменьшению загрузки автодорог. Реконструкция и развитие транспортной сети значительно увеличат ее пропускную способность, повысят безопасность дорожного движения, сократят количество и протяженность пробок.
Приоритеты развития:
• увеличение в полтора раза протяженности линий метро;
• модернизация системы наземного городского транспорта;
• создание принципиально новой системы городского и пригородного железнодорожного транспорта,
• организация пассажирского движения на Малом кольце Московской железной дороги;
• строительство комфортных для пассажиров транспортно-пересадочных узлов;
• строительство и реконструкция улично-дорожной сети и транспортных сооружений (развязки, мосты, путепроводы и т. д.);
• развитие парковочных пространств;
• переход на интеллектуальную систему управления транспортом.
Программа развития метрополитена предусматривает увеличение протяженности линий на 75 километров. В 2011–2012 гг. в столице было построено 13 км новых линий и открыты 6 станций метро, в 2013-м будет проложено еще 14 км линий метрополитена.
Сегодня благодаря массовому обновлению транспортных средств основу парка Мосгортранса составляет современный низкопольный подвижной состав. До конца 2014 г. полностью обновят автобусный парк и заменят на новые 70% троллейбусов. Начата модернизация трамвайных путей.
В целях сокращения времени и повышения комфортности при пересадке между видами общественного транспорта, а также создания сети перехватывающих парковок планируется обустроить более 225 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), максимально доступных для маломобильных групп населения. В 2012 г. введено в эксплуатацию 15 плоскостных ТПУ.
В 2010 г. столица располагала приблизительно 1 млн. парковочных мест, в последующие годы их количество значительно увеличилось. Новые места для парковки также появились во дворах, вблизи станций метрополитена и на межквартальных территориях.
Введение платной парковки и системы эвакуации в центре города позволяет уменьшить количество неправильно припаркованных автомобилей, освободить дороги для движения транспорта и повысить скорость его движения, более рационально использовать парковочное пространство. В результате увеличится доступность центра в течение дня для легкового автотранспорта.