Новости

«Проверено на себе»: какие приемы использовали организаторы выставки «Булгаков vs Маяковский», чтобы показать взаимоотношения двух гениев

10/10/2016
Автору "Мастера и Маргариты" в этом году исполняется 125 лет
Автору «Мастера и Маргариты» в этом году исполняется 125 лет

Михаил Булгаков и Владимир Маяковский, пожалуй, два главных антипода советской литературы. Уж сильно отличались их образ жизни, взгляды на творчество и отношение к миру. Известно, что они друг друга не очень любили. Впрочем, это не мешало им довольно часто встречаться за одним бильярдным столом. В этом году именитым писателям посвятили выставку «Булгаков vs Маяковский», которая представлена в галерее «На Шаболовке». Ее посетил наш корреспондент. Подробности читайте в рубрике «Проверено на себе».

Был повод

Открылась выставка не просто так. Михаилу Афанасьевичу в этом году 125 лет. И на время выставки спустя почти 100 лет они с Маяковским вновь встретились за бильярдным столом. Именно в формате партии в эту игру посетителям рассказывают историю о сложных взаимоотношениях двух великих гениев поэзии и прозы. Бильярд часто сводил их вместе в клубе кооператива «Тружеников искусств». Маяковский любил «американку», а Булгаков предпочитал «пирамидку». И во время игры, что немало удивляло присутствующих, не было места разногласиям, было лишь взаимоуважение.

Своеобразная партия в девять ударов – метафора жизни писателей. Каждый из них символизирует значимые для писателей темы: их отношения с собой, своим домом, с семьей, читателями и театром, наконец, со смертью. Это позволяет лучше понять внутренний мир Булгакова и Маяковского, выявить главные отличия и сходства.

С чего все начинается

«Это не только игра двух литераторов, это столкновение за одним бильярдным столом двух эпох и мировоззрений, нового революционного, сформировавшего авангард 1920-х, и нового традиционного, определившего культуру 1930-х», такими словами открывается выставка.

На ней представлено более 200 экспонатов: личных вещей поэта и писателя, записки и письма, мебель и даже носки, в этих предметах – вся жизнь гениев русской литературы. И каждый из них часть этой бильярдной партии.

Девять ударов

Я. Это, наверное, основа противоречий Маяковского и Булгакова. Первый – человек-монолит, массивный и целостный, но всю жизнь примерял на себя разные амплуа, второй же наоборот – всегда поддерживал единый образ, но сам состоял как будто из разных лоскутов.

Дом. В быту они тоже различались. Если для Маяковского дом – это инструмент, который он адаптировал под себя, то для Булгакова – пространство, под которое адаптировался он сам.

Она. Личная жизнь Маяковского в его стихах – это сцена, открытая для всех, и он в ней скорее актер, играющий роль. Булгаков не показывает свою изнанку окружающим, хоть и не обходит этой темы в своих произведениях.

Они. Маяковский любил выступать на публике, перед максимально широким кругом слушателей он чувствовал себя как рыба в воде. У Булгакова наоборот – свои произведения был готов зачитывать только самым близким людям. Он боялся толпы, о чем не раз признавался сам.

Мир. Для Булгакова это страх выйти из дома и желание увидеть мир, это в первую очередь чувство личной несвободы. У поэта все наоборот – для него мир открыт и доступен. Он часто выезжал за границу, но при этом всегда стремился вернутся домой.

Время. Пожалуй, в этом их принципиальное отличие. Булгаков чтил традиции, придерживался идей развития и эволюции, в то время как для Маяковского было важна революция, разрушение традиций, стремление в будущее без оков прошлого.

Театр. В этом два антипода неожиданно оказываются близки – сказывается их общая любовь к сатире и цирковым номерам.

Власть. Как сила, что движет вперед историю – власть сильно привлекала и Маяковского, и Булгакова. Впрочем, для первого – это Ленин, символ революции и новой власти, а для другого – Сталин. Булгакова одновременно манил и отталкивал культ личности вождя.

Смерть. В этом случае – ключевой момент этого противостояния. На страх смерти у Булгакова Маяковский отвечает вызовом. Его похороны – итог этой бильярдной партии. В результате, ушедший стал одним из главных символов эпохи, а тот, что остался был недоступен для русского читателя многие десятилетия.

P. S.

Это не просто выставка – это возможность узнать литераторов гораздо глубже, возможно с другой, ранее неизвестной стороны. Столкнув их между собой в этом бильярдном поединке, организаторы показали то, что мы раньше не замечали. И еще, пожалуй, прекрасный повод перечитать произведения великих авторов.

Метки: , , ,

Выбор редактора