Почти целый месяц в выставочном зале «На Каширке», директором которого является депутат муниципального округа Нагатино-Садовники Людмила Кузьмина, продолжается выставка современного искусства «Русская тройка и не только…». Она продлится до конца марта и закроется 1 апреля.
Через призму чисел
По словам организаторов, идейной основой выставки стала знаковая и чрезвычайно важная для России цифра «3». Символика «тройки» действительно проходит через всю русскую культуру, традиции, историю и фольклор.
У «Русской тройки» великое множество пластов и смыслов: от бытового – поговорка «Бог любит троицу», тройка лошадей — до религиозно-философского: троичная ипостась Бога и триединое свойство человека (дух, душа и тело).
Не стоит забывать, что в двадцатом веке «тройка» приобрела страшное значение. Достаточно вспомнить печально известные суды-тройки или «триединых» гуру новой коммунистической идеологии: Маркса, Энгельса, Ленина.
Неудивительно, что символика «тройки» находила и продолжает находить отражение в творчестве русских художников, композиторов и писателей. Пожалуй, один из самых ярких образов создал Николай Гоголь.
«Метафора, созданная Гоголем – “Русь ? птица-тройка” — стала концептуальной основой экспозиции. Символизм данных временных границ подчеркивает общий смысл выставки: раскрытие образа России – птицы-тройки как олицетворение движения к возрождению и развитию, а также через триадный принцип в мировых религиях, в научных, философских, математических и биологических доктринах», — говорится в пресс-релизе выставки.
Своеобразными «инфоповодами» для работы экспозиции были выбраны именно даты смерти и рождения писателя. Выставка открылась в день 165-летия со дня смерти Николая Гоголя — 4 марта и завершается в день его рождения — 1 апреля.
Экспозицию составляют скульптуры, живописные полотна, объекты декоративно-прикладного искусства, инсталляции, открытки, произведения видеоарта и книги художников. В числе участников проекта — Сергей Бархин, Дарья Коновалова-Инфанте, Владимир Опара, Игорь Шелковский , Александр Юликов, Владимир Наседкин, Михаил Погарский, арт-группа AES+F и другие.
От бездны до Эдема
Как уже отмечалось, выставка представляет собрание работ, трактующих «тройку» в различных плоскостях. Но, пожалуй, основными темами можно считать религиозную и условную «Россия в XX веке».
По словам куратора выставки Елены Рюминой, само выставочное пространство выстроено по принципу христианского представления о посмертной участи души: ад, чистилище, рай, и это совпадает с замыслом Гоголя написать «Мёртвые души» в 3 частях.
В одном из залов зрители могут видеть сложное, символичное полотно «Троица» Юрия Изосимова. На первый взгляд, в нем можно наблюдать аллюзии на различные сюжеты и образы мирового искусства: от икон Рублева и религиозных фресок Джотто до кубизма Пикассо. Однако, даже неискушенный зритель может увидеть в работе гораздо больше и вынести из нее свой, дополнительный смысл. Для ценителей интеллектуального искусства и эстетов подобная вещь – настоящий кладезь для интерпретаций и трактовок.
Религиозную символику отражает и работа Татьяны Баданиной «Эдем». Картина выполнена в различных оттенках белого и в сложной технике: маслом с использованием песка, глины и других материалов, создающих разнообразную фактуру. «Эдем» Баданиной тем более не стоит считать религиозной живописью. Скорее это философская картина, которая допускает массу трактовок и восприятий.
Творчество Киры Матиссен представлено на выставке объектом-трансформером «Информа «Оперативная тройка»». Ленин, Троцкий и Сталин, изображенные в трансформируемой композиции, представляют уже зловещий образ тройки, проявившийся в России XX века.
Отметим, что в рамках выставки также прошли лекции художников Валерии и Натальи Черкашиных, профессора Литературного института им. А.М. Горького Мариэтты Чудаковой «Чего мы не знаем об октябре 1917 года и что знал М.Булгаков», перфомансы Эвелины Шац и другие события.
Мнения и комментарии
О том, какие задачи перед собой ставили организаторы выставки, рассказала директор выставочного зала «На Каширке» Людмила Кузьмина.
«Образ «тройки» можно рассматривать с разных сторон. Для России эта цифра сакральная, символическая, мифологическая. Художники, в том числе и современные не раз обращались к метафоре тройки, осмысливая ее образ. Мы не ставили целью «копать» слишком глубоко. Нашей задачей было показать, как в творчестве современных авторов отражается этот символ хотя бы в столь очевидных проявлениях, как религия и история, и познакомить зрителей с современным искусством, которое до сих пор наши люди в массе своей не знают и не понимают», — отметила она.
Наш корреспондент пообщался также с одним из молодых посетителей выставки и узнал его мнение об экспозиции.
«Меня на эту выставку пригласил друг. Я, можно сказать, увлекаюсь современным искусством. Часто бывают в известных галереях и выставочных залах, музеях современного искусства. Здесь я был приятно удивлен высоким уровнем работ. Некоторых художников я знаю, видел их произведения на центральных площадках и в Европе. Тема экспозиции тоже интересная и сложная», — поделился впечатлениями Михаил Щеглов.
Дмитрий Антипченко
Метки: выставка, галерея "На Каширке, Москва, Нагатино-Садовники, русская тройка и не только, ЮАО