Презентация арт-кружка «Свободное творчество» прошла в галерее «На Каширке» в воскресенье, 15 октября.
На встрече автор и преподаватель проекта Ксения Сергачева поговорила с гостями о том, что такое искусство, есть ли в каждом человеке творческое начало. Участники обсудили, нужно ли долго и упорно учиться вышивке или рисованию, или можно просто разрешить себе роскошь творить.
Редакция газеты «Нагатино-Садовники» узнала у Ксении о том, для чего нужен проект «Свободное творчество», что такое искусство и какие повороты встречались на ее творческом пути.
-Ксения, когда и как Вы начали заниматься творчеством?
По первому образованию я психолог и в этой сфере работала довольно долго – сразу после окончания института в 2002 году. Но в определенный период, раскрыв себя в разных сферах этой профессии, поняла, что больше это мне не интересно в том виде, в котором традиционно работает психолог. И я пошла искать свой Путь, который привел меня к теме искусства и творчества. Так в 33 года я впервые я взяла в руки карандаш и нарисовала свой первый взрослый рисунок. Детские не считаю, потому что все мы в детстве так или иначе рисуем. Сейчас мне 39, так что я вполне себе еще молодая художница, потому что занимаюсь искусством и творчеством чуть более 5 лет.
-Где учились, как пришли туда, поступили?
Когда я поняла, что хочу заниматься искусством – творить красоту, то очевидным стала необходимость этому научиться. Сначала я решила стать дизайнером интерьеров, но после 3х месяцев обучения по этому направлению в одной из московских школ дизайна, поняла, что техническую сторону этой профессии мне не осилить – неожиданно для себя самой я обнаружила, что я художник, а не дизайнер. Так как я по натуре человек фундаментальный – если уж учиться, то в ВУЗе, то передо мной встал выбор, куда идти учиться, чтобы получить диплом, а не 3 месяца курсов. Ознакомившись с ситуацией, я поняла, что могу претендовать на учебу в магистратуре (причем мне был важен именно бюджетный вариант обучения), но для этого нужно сдать все экзамены, включая специальность – на экзамене это и теоретические вопросы, и эссе, и практическое творческое задание, и главное – портфолио, которого у меня на тот момент не было. Я готовилась год – ходила на все лекции в художественные музеи, нашла интересные для меня курсы по креативной графике, чтобы сделать портфолио работ, пошла учиться в иконописную школу, также стала заниматься икебаной и каллиграфией в японском культурном центре – провела работу на всех фронтах. В итоге, портфолио получилось очень разнообразным – я включила туда еще и свои художественные фото, — концептуальным по идее – я сделала большую книгу – альбом, и на экзамене мне сказали, что оно было лучшим. В итоге поступила в магистратуру МГУДТ на авторскую программу профессора Виктора Уварова «Уникальный текстиль в интерьере» и проучилась там 2 года, защитив в итоге диссертацию и получив красный диплом. И вот именно благодаря моему научному руководителю я поняла, что я действительно художник: он очень меня поддерживал, всегда отмечал успехи, удачные работы, то есть изначально видел во мне именно талант. Это доверие очень вдохновляло и вдохновляет до сих пор. Учеба в школе «Свободные мастерские», которую я закончила в этом году уже как современный художник – это давняя мечта, которая была у меня еще до поступления в магистратуру, и ее мне тоже удалось осуществить.
-Откуда взялась идея Вашего проекта, были ли проекты до этого?
Я никогда не мечтала стать художником, поэтому не училась ни в каких художественных школах, но всегда любила придумывать одежду, рисовала эскизы, играла в цвет. Кроме того, мне не повезло в детстве с учителем рисования в школе – он так гневался на мои каракули, что отбил у меня всякую охоту развиваться в этом направлении. В психологии это бы назвали травмой. Но теперь я могу сказать, что на самом деле благодарна ему, потому что мой выбор уйти в искусство оказался сознательным и осмысленным — я сделала его во взрослом возрасте, у меня была сильная мотивация на учебу, сильное желание добиться цели. И путь, который мне пришлось пройти, чтобы называть себя вот так – художница – очень многое мне показал и позволил увидеть тот проект, который я сейчас активно развиваю — «Арт-кружок «Свободное творчество». Это работа со взрослыми людьми, уверенными в том, что они не умеют рисовать, потому что у них в голове, так же как и меня в свое время, собралось множество деструктивных утверждений на этот счет. И это мой первый такой проект в художественной сфере (видите, я даже не могу его назвать образовательным, потому что не учу рисовать и вообще заниматься творчеством, а помогаю вспомнить о том, что люди это уже умеют). Но проекты в плане работы с собой – как говорят психологи, со своим внутренним ресурсом, с тем, что мы называем внутренней силой – я веду уже давно. И в первую очередь это танцевальные и телесные практики, так как именно через работу с телом возможно достичь очень серьезных результатов в повышении качества жизни, внутренней гармонии, здорового состояния психики в целом.
-Что для Вас значит «творчество»?
Творчество для меня это в первую очередь мышление, а если быть точнее, то определенный его ход, направление, это определенное видение, как ни странно это может прозвучать. И я теперь точно знаю, что это можно развить. Поэтому я не верю людям, когда слышу от них фразу «Я не творческий человек». Второе важное определение творчества для меня заключается в понимании его как инструмента — причем, одного из самый мощных — по достижению состояния счастья, гармонии, здоровья, и как следствия – успеха и высокого качества жизни.
-Почему творчество вообще нужно и важно для человека?
Я бы сказала, что это обязательное условие полноценной жизни — это здоровая психика, здоровая личность, умеющая ладить и с собой, и с окружающими, это физическое здоровье в том числе, то есть это такая прекрасная поддерживающая терапия. Для меня это самый мощный инструмент, который помогает наладить и поддерживать контакт с собой. Конечно, творчество важно и как способ коммуникации с миром. ТО есть я могу сказать что-то через творчество, выразить что-то, что у меня внутри. И третий важный момент — это созидательный процесс, дающий возможность что-то создавать, а не разрушать.
-Есть ли у Вас любимые художники, направления?
Очень сложный вопрос. Пожалуй, то, как развивалось искусство в 20 веке – это и есть мои интересы и то, что меня вдохновляет. В этом смысле выделить нескольких художников сложно – столько талантов, столько нового, по – настоящему интересного, заставляющего тебя мыслить, чувствовать, развиваться. Это и Кандинский, И Модильяни, и Клее, и Пит Мондриан, Пикассо; из более поздних и ныне живущих – Герхард Рихтер, Александр Юликов, скульптор Вадим Сидур. В текстильном искусстве это в первую очередь Магдалена Абакамович, ныне покойная, и Ольга де Амараль – мастера, перевернувшие мой взгляд на текстильное искусство. Это, конечно, далеко не полный список. Но особый трепет вызывает у меня личность, судьба и, конечно, творчество Винсента Ван Гога.
-Если не секрет, как Ваши друзья и родные относятся к выбору сферы искусства?
Я получаю очень много поддержки. Думаю, что если бы мои родители были живы, то точно бы одобрили мой выбор. Про друзей и говорить нечего: тут и не может быть иначе – на то они и друзья, тем более что большая их часть также принадлежит миру искусства. Но больше всего, конечно, меня поддерживает муж – и морально, и физически, и во многом именно благодаря этой поддержке я могу заниматься тем, чем занимаюсь – современным искусством. Что касается выбора детей, то тут я как мама могу сказать, что всячески поддерживаю мечту сына стать архитектором, помогаю ему в учебе в художественной школе, делюсь знаниями, считаю как раз очень важным развивать именно творческую сторону в образовании.
-Как Вы относитесь к современным российским художникам, кого можете выделить, какие перспективы есть у российского изобразительного искусства?
Это еще один сложный вопрос, тем более, что касается будущего российского изобразительного искусства – не берусь давать прогнозы вообще, потому что все настолько непредсказуемо и тем и интересно, что лучше просто наблюдать и быть внутри процесса – либо как зритель, либо как участник. Могу лишь с уверенностью сказать, что наряду с классическим искусством обязательно нужно знакомиться и с современным, актуальным искусством. Просто потому, что оно совершенно другое – и оно заставляет человека думать, а не только наслаждаться красотой, дает возможность осмыслить ту реальность, в которой человек живет, увидеть, понять свое место в ней. Это как раз тот самый способ посмотреть на привычный мир и его явления по – другому, то есть открыть свои творческие глаза. Исходя из всего, что сказано — очень сложно выделить кого-то. Но вот последним потрясением была выставка моей коллеги по учебе в «Свободных мастерских» Веры Петровой в галерее А3 в рамках проходящей сейчас биеннале современного искусства. Также мне очень нравится творчество Устины Яковлевой и Ульяны Подкорытовой.
-Что бы Вы могли пожелать людям, которые только начинают свой творческий путь?
— Слушать свой внутренний голос, и даже если страшно, все равно пробовать и не поддаваться давлению (как внутреннему, так и внешнему). Практический совет: найти то, что будет вас вдохновлять и помогать выполнять первый пункт (книга, человек, преподаватель), уметь расставлять приоритеты в процессе Пути, научиться видеть главное!
Метки: галерея, интервью, личность, мастер-класс, презентация