Несмотря на то, что местное самоуправление в его нынешнем варианте начало складываться в нашей стране последние 20-25 лет, его истоки и традиции можно проследить на протяжении всей истории России. Совместно с администрацией муниципального округа Нагатино-Садовники мы продолжаем серию материалов о развитии местного самоуправления в России. На этот раз расскажем о том, каким оно было в годы советской власти.
Становление нового режима
С установлением советской власти на смену органом земского и городского самоуправления, существовавших ранее, пришли так называемыми советы. Идеологи нового режима провозгласили диктатуру пролетариата, что входило в противоречие с относительной независимостью местных органов власти. Жесткая вертикаль, создаваемая новым режимом, предполагала построение единой, соподчиненной системы. Во главе иерархии находилась Коммунистическая партия.
Тяжелый экономический и политический кризис, ставший следствием гражданской войны, заставил советскую власть искать пути решения вставших перед страной проблем. Так возникла идея проводить новую экономическую политику — НЭП, которая вместе с элементами рыночного хозяйствования предполагала децентрализацию власти и развитие местного самоуправления. Таким образом, местные органы власти получили полномочия в вопросах благоустройства, транспорта, землепользования, водопровода и канализации, и т.п.
Законодательство в сфере местного самоуправления
Статус местных органов власти закрепили законом: в 1925 году было принято «Положение о городских советах», в 1926 году – «Положение о местных финансах». Эти нормативные акты регламентировали работу органов власти на местах.
К сожалению, относительно благоприятный период для местного самоуправления при советской власти был недолгим. На рубеже 20-30-х годов началась эпоха индустриализации. Руководство страны считало, что для построения сильной промышленности необходимо полностью ликвидировать рыночную экономику. Одновременно с этим началось усиление центральной власти и ограничение полномочий местных органов.
Реформа местной власти
В 30-е годы провели важную для страны административно-территориальную реформу: вместо волостей и уездов, существовавших еще с времен Российской империи, были образованы районы. Создание более крупных территориальных единиц позволяло центру лучше контролировать власть на местах. Новое устройство было закреплено в Конституции 1936 года и существовало до середины 80-х.
Любопытно, что по формальным признакам советская власть была демократичной. Советы выбирались всеобщим голосованием, работали по «наказам» от местных жителей. На деле же это было не так.
Механизм работы
В реальности местные жители существенного влияния на власть не оказывали. Альтернативы на выборах всех уровней не было: на каждое депутатское место претендовал один кандидат. Всех претендентов выдвигала Компартия. Она контролировала всю политическую систему. Стоит отметить, что при этом даже на местах пытались соблюдать спускаемые сверху пропорции и квоты: определенное количество крестьян, женщин, интеллигенции, рабочих, людей с высшим и средним образованием и т.д. Отметим, что во главе властной вертикали был Верховный совет.
Перестройка
Очередной этап развития местное самоуправление получило во второй половине 80-х годов после объявления перестройки. Новые политические и экономические условия, которые складывались в тот период, требовали реформ во власти, в т.ч. изменений в вопросах местного самоуправления, без существования которого, по единодушному мнению политологов, историков и экономистов, невозможна ни хорошо работающая рыночная экономика, ни развитая политическая система.
Фото: Википедия
Метки: законы, история, местное самоуправление, работа, развитие, режим, реформа, СССР