Новости

Фантастический сюжет: врачи Онкоцентра виртуозно провели уникальную операцию двухэтапной реконструкции пищевода

31/07/2020

Врачи Онкоцентра имени Блохина провели уникальную операцию — сложную многоэтапнную реконструкцию пищевода; ей нет аналогов в медицинской практике. Подробнее об этом сотрудники Онкоцентра рассказали на своем официальном сайте.

Красноярцу Александру Зиборову 63 года. Полтора года назад ему поставили диагноз «Рак правого легкого 3 стадии»; правое легкое удалили. После операции возник свищ, через который в плевральную полость попадал воздух; стало развиваться воспаление со скоплением гноя, были повышенная температура, боли, лихорадка и одышка.

Красноярские врачи установили мужчине дренаж. Через трубку полость промыли, свищ стал закрываться, — но воспаление передалось на соседний орган: произошло гнойное расплавление стенки пищевода. Возник и гигантский свищ. Чтобы пища не попала в плевральную полость, больному установили трубку в желудок — гастростому, через которую вводилась жидкая еда. Но слюна и часть содержимого желудка все же попадали в плевральную полость, поддерживая воспаление.

Красноярские специалисты вышли на телекоммуникационную связь с Онкоцентром имени Блохина. Было решено дообследовать пациента именно здесь — и определиться с дальнейшей тактикой. В первую очередь убедились в самом главном: выяснили, что злокачественный процесс не прогрессирует.

Руководитель торакального отделения, директор научно-исследовательского института клинической онкологии Онкоцентра Павел Кононец рассказал, что с помощью эндоскопа в пищеводе увидели гигантское отверстие, через которое вошли в плевральную полость, — и картина, которая здесь открылась докторам, была весьма впечатляющей: пациенты с такими осложнениями обычно очень быстро умирают, а Александр Зиборов, хоть и на антибиотиках, но чувствовал себя неплохо. В медицинской литературе не было описано таких случаев: был разработан индивидуальный план поэтапного лечения.

Было важно купировать воспаление, санировать полость, чтобы инфицированное содержимое не попадало сюда со слюной. Над отверстием пищевод вывели (в области шеи) — слюна отходила через стому. При помощи лапароскопической техники был заглушен пищевод выше желудка, чтобы содержимое желудка не попадало в плевральную полость. На два месяца мужчина отправился домой: питаться через гастростому и восстанавливаться.

Александр Зиборов вернулся окрепшим; полость уменьшилась, воспаление ушло. Хирурги приступили к реконструкции пищевода. Павел Кононец пояснил, что пищевод планировалось сформировать из сегмента толстой кишки пациента; но уже во время операции стало ясно, что красноярские коллеги сделали гастростому очень деликатно, сохранив все сосуды — а значит, можно было использовать желудок. Стому сняли, отверстие зашили, из желудка выкроили длинный узкий стебель и сформировали новый пищевод.

Пищевод провели за грудиной — спереди от сердца, а не за ним. Единственное легкое за год стало больше почти в два раза — «легочная грыжа» в закрывала все переднее средостение. Его осторожно отслоили, чтобы сделать туннель.

Стома на шее удалена, отверстие зашито; верхняя часть пищевода возвращена на место — а через туннель проведен новый пищевод, который соединили с остатком «родного».

Через неделю после операции пациент самостоятельно пьет воду и принимает жидкую пищу. Павел Кононец отметил, что все складывается так, как запланировано — сибиряк идет на поправку.

Фото: Онкоцентр имени Блохина

Метки: , , ,

Выбор редактора