Новости

Если московский учитель не первый, значит — он опоздал

05/10/2023
Фото: школа №1375

Год педагога и наставника, а также День учителя, который отметили 5 октября, стали поводом для интервью с главой муниципального округа Нагатино-Садовники Натальей Михаревей. Она 20 лет руководит школой №1375.

Начала парламентарий директорскую работу в красном здании учебного заведения на улице Высокая. Сегодня в результате объединения вверенный ей образовательный комплекс насчитывает 13 зданий. В 125 классах учится более 3,5 тысячи детей. Детские сады посещают 1,4 тысячи воспитанников. Итого почти 5 тысяч ребят открывают новые жизненные горизонты, начинают осознавать себя гражданами великой страны, чтобы во взрослой жизни приумножить ее достижения, продолжить развиваться и стать самодостаточными. Естественно, основу всему этому закладывает школьный учитель.

Фото: школа №1375

— Наталья Борисовна, расскажите, пожалуйста, о ваших учителях.

— Наш коллектив насчитывает около 180 учителей. Среди них — 3 заслуженных учителя РФ, 26 человек имеют звание «Почетный работник сферы образования РФ», 3 педагогов наградили знаком «Отличник народного просвещения». Это люди с большим опытом, многие работают в школе более 20 лет. При этом у нас очень много молодежи. Старшее поколение щедро делится с молодыми коллегами отточенным годами мастерством, молодежь помогает осваивать новые цифровые технологии. Такая система наставничества дает свои результаты. Поработавшие у нас 1-2 года ребята выходят на уровень городских профессиональных проектов, соревнуются с лучшими из лучших в области своей профессии. Очень приятно, когда большая часть их надолго остается в нашем коллективе. Кроме того, сегодня в школе работает 25 бывших ее выпускников.

— В одном советском фильме директор школы каждому соискателю работы задавал один и тот же вопрос: «На чем вы к нам приехали?». Профнепригодность выявлялась сразу, если человек отвечал: «на транвае». Как вы оцениваете кандидатов при приеме в свою большую учительскую семью?

— Конечно, прежде всего мы внимательно изучаем резюме. Очень важно, чтобы у человека было профессиональное образование, опыт работы. Можем заинтересоваться кандидатом и без опыта работы, если видим, что это педагог с активной жизненной позицией. На собеседовании выясняем, насколько он заинтересован в профессиональном росте, может ли работать в условиях многозадачности, уравновешен ли. Режим работы учителя бывает 24 на 7. Родители могут в любое время позвонить. Но самое главное, при общении с педагогом я должна почувствовать, что он умеет любить чужих детей. Если все критерии совпадают, шанс есть.

Важна готовность учителей принимать новые вызовы столичного образования. И не просто принимать, а уметь быстро перестраиваться, вдохновлять детей на новые виды деятельности. Город сегодня предоставляет колоссальные возможности как для учеников, так и для педагогов. Если московский учитель не первый, значит – он опоздал. К примеру, практически все специалисты нашей старшей профильной школы являются экспертами государственной итоговой аттестации. Это очень важно. Успех ждет ребенка тогда, когда педагог знает, чему и как учить.

— В День учителя хочется узнать, есть ли в вашей школе профессиональные династии?

— Мне приятно назвать учителя нашей школы, которая сейчас на заслуженном отдыхе, Елену Георгиевну Арапову. Ее мама — Ирина Ефимовна Арапова — так же, как и она, преподавала в красном здании на улице Высокая, где создала Музей имени генерал-лейтенанта инженерных войск Дмитрия Карбышева. Елена Георгиевна сама окончила эту школу, а затем, уже будучи педагогом, внесла большой вклад в развитие музея. Патриотическому воспитанию в учреждении всегда уделяли большое внимание, а сейчас в особенности.

Более 20 лет трудится в нашей школе учителем начальных классов Ольга Викторовна Карпова — педагог от бога. И в этом году пришел работать в школу учителем математики и информатики ее сын, наш выпускник Александр Александрович Карпов. Вместе с мамой на первом августовском педсовете они дали первый школьный звонок. Это было очень трогательно.

В нашей школе работает учитель английского языка Елена Юрьевна Тарасова и ее дочь Анастасия Михайловна Евстигнеева, которая преподает тот же предмет.

Год педагога и наставника дал дополнительные возможности для повышения профессиональных компетенций. В каких заметных проектах учителям вашей школы удалось поучаствовать?

— В этом году учителя нашей школы приняли участие в Московском городском профессиональном конкурсе педагогического и общественного признания «Педагоги года Москвы» в номинации «Педагогический старт» в направлениях — «Учитель-лидер» и «Учитель-мастер», показав в них хорошие результаты, а также прошли обучение в Профсоюзной школе молодого педагога «Новый вектор».

— Наталья Борисовна, вы помните своего наставника? Был ли человек, который помог справиться со сложностями в педагогической работе в самом начале пути? Чем вы руководствуетесь сегодня, выстраивая взаимоотношения с коллегами и такой огромной детской аудиторией? 

— Я по первому образованию учитель истории, обществоведения, потом учитель английского языка, далее второе высшее — менеджмент. Учебу на последнем курсе пединститута совмещала с работой в Педагогическом колледже №15, вела обществоведение, философию, политэкономию, историю, основы научного атеизма. А после окончания института работала в школе №492 (ныне №1527) в районе Нагатинский Затон, а с 1995 года — в Нагатине-Садовниках в школе №1054 (ныне №1375), где преподавала английский язык, была классным руководителем, работала заместителем директора. Объединение школ застала уже в должности директора. Это был очень сложный процесс. Чтобы не махать шашкой, не разрушать все наработанное, приходилось много анализировать. Девиз, с которым иду по жизни, — «Сохранить лучшее и приумножить». И это получается. К примеру, когда мы присоединили к себе школу в Нагатинском Затоне, в ней обучалось менее 500 человек, сегодня – 750, что говорит о ее востребованности в районе.

На мое становление, как учителя, повлияла свекровь — моя любимая и дорогая Людмила Ивановна Михарева. Она была талантливым педагогом, преподавала историю и обществознание. Людмила Ивановна работала до 75 лет, жила детьми. Она меня учила, как правильно отбирать материал для урока, составлять план, выделять цели, задачи. Она не то, что бы учила меня, скорее всего, я погружена была в семейную атмосферу, где всегда заходили разговоры о школе, ее учениках. Главное, что я усвоила от своей наставницы, — плохих детей не бывает, каждый ребенок прекрасен. Просто нужно это увидеть, раскрыть. Учитель в школе, как актер на сцене. Ты должен расположить, влюбить в себя публику, в нашем случае — детей. И тогда они будут учиться. Им будет неловко не оправдать ожидания наставника и родителей. У моей Людмилы Ивановны никогда не было плохих учеников, они были шумные, неусидчивые, но не плохие.

Еще будучи директором в «красной» школе, я продолжала давать уроки. Всегда брала сложные классы, работала с детьми, которых трудно было просто мотивировать на учебу. Всегда нужно разговаривать с ними, выстраивать доверительные отношения, докопаться до истоков проблемы, чтобы помочь, а не кричать: «Быстро сюда родителей!». Я всегда говорю учителю: «Вы не ребенку двойку поставили, а себе, дальше что?». Важно уметь находить контакт с каждым учеником.

Свой первый поход с детьми за пределы школы — на Останкинскую телебашню — никогда не забуду. Это был 1996 год. В 5 классе — больше 30 человек. В этом возрасте каждый хочет быть лидером. Они разбегались, я пыталась их собрать. Домой вернулась с сумкой без ручки. Сейчас это уже взрослые люди, но мы продолжаем встречаться и тепло вспоминать эти годы.

Фото: школа №1375

— Девиз вашей школы «Пусть каждый здесь найдет себя». Какие возможности сегодня дает столичное образование? 

— Каждый ребенок индивидуален.  Школа должна раскрыть его талант, способности. В городе большое количество интересных образовательных проектов, которые позволяют ребятам погружаться в различные области. Например, олимпиада «Музеи, парки, усадьбы», олимпиада «Не прервется связь поколений», конкурсы различной направленности. После начальной школы ребята приходят в основную школу (5-6 классы), а далее обучаются в классах с углубленным изучением предметов — это классы математической вертикали, IT-вертикали, естественнонаучной направленности. У семиклассников другой учебный план — больше погружения в эти области. К 9 классу ребята определяются, в каком дальше идти направлении. Девятиклассники, успешно справившиеся с государственной итоговой аттестацией, продолжают образование в IT-, инженерном, предпринимательском, педагогическом и медицинском классах. Остальным ребятам мы так же предлагаем возможность обучения, если они хотят, в классе технической направленности или социально-экономическом классе.

Мы стараемся еще их объединить воедино. Так, в прошлом году на проекте «Ярмарка идей» наши «медики», «инженеры», «айтишники» садились за круглый стол с настоящими предпринимателями и думали в команде, как продвинуть тот или иной интеллектуальный продукт. Это был интересный и очень полезный опыт.

Благодаря московскому Правительству сегодня во всех школах столицы создана современная образовательная и цифровая среда для обучения ребят. Они максимально обеспечены всем необходимым.

— Наталья Борисовна, вы строгий директор?

— Я работала с разными директорами, начиная с педучилища. И всегда хотела, чтобы у меня был неформальный контакт как с детьми, так и с коллегами. Чтобы не было такого — увидел директора и спрятался за угол. Я очень люблю общаться с детьми.  Они у нас активные. Конечно, иногда приходится кого-то приструнить. Есть, конечно, и те, кто и бежит от меня. Это нормально. Ответственность, дисциплина должна быть. И все же я рада, что в нашей школе принято улыбаться, говорить «доброе утро», желать хорошего дня. Мы все в школе очень любим говорить комплименты. Я щедра на комплименты ученикам, и мне они могут сказать: «Наталья Борисовна, как вы сегодня хорошо выглядите или какие у вас красивые туфли!». В целом атмосфера в школе должна быть обязательно доброжелательной и позитивной.

— Наталья Борисовна, численность жителей муниципального округа Нагатино-Садовники, главой которого вы являетесь, составляет больше 80 тысяч человек. Параллельно вы руководите большим образовательным учреждением. Как это удается совмещать?

— Не знаю… Все идет своим чередом. Помогает внутренняя дисциплина. Я никогда ничего не откладываю на потом. Если ко мне обращаются, стараюсь связаться с ответственными лицами сразу, чтобы решить вопрос или проблему.  Порядка 4 тысяч наших учащихся и воспитанников проживают в Нагатине-Садовниках, а если учесть, что их родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, соседи, друзья — тоже жители нашего района, то мы — одна большая семья. С учетом того, что я в районе работаю уже более 25 лет, учила разные поколения, меня знают многие. Мои воспитанники уже приводят своих детей, есть и такие, кто специально переезжает в наш район, чтобы отдать учиться детей в школу №1375.

Ко мне не обязательно записываться на прием. Люди обращаются по телефону, пишут в соцсетях. Приходится часто решать вопросы по телефону прямо в машине по дороге на работу или домой. Если можно так выразиться, я работаю в формате ручного управления. Конечно, у меня есть команды. Я имею в виду управленческий коллектив непосредственно в школе, команду наших депутатов, а также администрацию муниципального округа. Сегодня один человек сделать ничего не может. Мои помощники — профессионалы, незаменимые, умнейшие люди, очень порядочные, открытые и ответственные, преданные своей работе.

Среди жителей нашего района много неравнодушных ко всему, что сегодня происходит. Приятно, когда они просто говорят спасибо и когда обращаются по делу.

Фото: школа №1375

— Наталья Борисовна, вернемся к главной теме интервью. Что бы вы хотели пожелать педагогам из Нагатина-Садовников в День учителя?

— Конечно же, крепкого здоровья, благополучия их семьям, чтобы тылы были крепкими, чтобы учитель мог работать спокойно, насколько это возможно. Хотя эта профессия и спокойствие — вещи несовместимые, потому что не знаешь, что дети придумают даже через минуту. Хочу пожелать всем получать колоссальное удовольствие от работы. Настоящего педагога она делает одухотворенным и нестареющим. Каждый день учитель входит в класс и видит лучистые, пытливые и озорные детские глаза. Дети дают огромный заряд энергии. Для меня это самая прекрасная профессия, которая есть на свете. И, конечно, еще хочу пожелать учителям понимающих родителей. С праздником, коллеги, с Днем учителя!

Метки: , , , , ,

Выбор редактора