Новости

Писательница Анна Гончарова: Еня придумался из игрушки сына. Для Ива и Лёны послужили прототипами мои дети

02/04/2018

Анна ГончароваВстреча с писательницей Анной Гончаровой прошла на прошлой неделе в библиотеке №136 имени Толстого. Сотрудники читальни рассказали, что ребята долго не хотели отпускать автора сказок. Редакция газеты «Нагатино-Садовники» пообщалась с Анной и узнала, в чем же секрет ее творчества.

Анна Гончарова — детская писательница, педагог, психолог, филолог, автор двадцати пяти книг, ста стихотворений и более двухсот сказок. Именно она создала популярные рассказы про енотиков Еню Елю.

— Наши читатели из библиотеки просто влюбились в вас, как нам рассказали в читальне. Как вы думаете, почему?

— Спасибо! Для писателя очень ценно слышать, что его труд затрагивает чьи-то сердца, делая мир лучше.

Я верю в добро, улыбки, важность тёплых слов и стремлений делать чудеса своими руками.

Когда приходят отзывы, что дети и родители взахлёб читают мои произведения, когда подходят после встреч и благодарят за то, что я написала, появляются новые силы для создания волшебных миров и сказочных историй. Спасибо моим читателям за тепло, которое они дарят мне своими откликами.

— Как часто Вы проводите встречи с детьми? Для чего?

— Меня постоянно приглашают на фестивали, книжные ярмарки, в библиотеки, школы. Мероприятий, связанных с чтением, проходит множество. И это радует. Вокруг книг должен быть праздник, особенно, когда речь идёт о книгах детских. Встречи с детьми дают мне много положительных эмоций, хотя и занимают значительную часть времени — больше половины, график выступлений довольно напряженный.

— Почему вы решили писать сказки? Творить для детей?

— Судьба постоянно направляла меня, добавляя все новые навыки и умения для того, чем я занимаюсь сейчас. Вся жизнь вела меня к профессии писателя — творчески-литературная семья, в которой преклонялись перед книгами и верили в чудеса, образование и работа — я филолог и психолог с опытом работы в школе и на телевидении, собственные дети, для которых я начала много лет назад придумывать сказки. В разные периоды жизни я верила, что Карлсон живет на соседней крыше, мечтала, фантазировала, сочиняла поздравления в стихах на праздники, вела уроки в школе, училась быстро печатать, расшифровывала интервью, изучала особенности развития малышей, занималась сказкотерапией. В итоге все это соединилось и до сих пор помогает мне творить и помогать детям и родителям лучше понимать друг друга.

Встреча с Анной Гончаровой

— У Вас есть опыт работы на ТВ… Расскажите, пожалуйста, о нем.

— Я работала в авторской студии Аркадия Мамонтова в программе «Специальный корреспондент», и приобрела там бесценный опыт — научилась делать перегоны, расшифровывать и расписывать по тайм-коду отснятые материалы, писать сценарные планы, брать интервью. В двухтысячных программа только формировалась, мы делали как красивые сюжеты — про авиацию или Екатерининский дворец, про янтарную комнату, так и довольно жёсткие передачи про терроризм, наркотики, поддельные лекарства, педофилию. Сложные, эмоциональные… После некоторых материалов было очень тяжело, ведь мы видели много того, что не попадало на экран. Аркадий — потрясающий журналист и человек, он болел душой за каждую программу, ездил в Ирак, монтировал по ночам, пробивал законы, защищающие детей. Всегда выкладывался на сто процентов и делал настолько открытые сюжеты, насколько это возможно. Сейчас он ведёт прекрасные православные передачи на канале «Спас».

— Откуда вы берете своих сказочных героев?

— Еня придумался из любимой в детстве игрушки сына. Для Ива и Лёны послужили прототипами мои дети, сказки-притчи родились из историй про цветы, семейство заклинаек возникло само… Мне порой кажется, что это не я их выбираю, а наоборот.

В процессе написания книги герои часто начинают жить собственной жизнью.

А мне остаётся лишь переводить то, что с ними происходит, в литературную форму. Даже в познавательных книгах у меня случаются истории, в которых герои гнут свою линию и вместо заданного мной плана по тематике произведения играют, например, в цвета, как это было в книге «Еня и Еля. Волшебная экология». И получается история, которую я не планировала изначально, но в итоге она украшает произведение.

— Вы начали писать, когда появились дети, или раньше? Как это случилось?

— Когда родился мой сын, я стала придумывать и рассказывать ему сказки, а потом и записывать. Из этих сказок на три четверти состоит первая книга в серии про енотиков Еню и Елю. Хотя придумывала и фантазировала я с детства, но записывать это в голову не приходило — школьных сочинений вполне хватало.

Встреча с детской писательницей

— Расскажите о своих детях. Как они относятся к вашему творчеству?

— Они гордятся мамой как писателем. Недавно даже побывали на моей творческой встрече — обычно я не беру их с собой, поскольку у них плотный график занятий.

Увидев, как после выступления ребята обнимают меня, не хотят отпускать, фотографируются, просят автограф, дочка подошла и начала тянуть меня к выходу. Потом призналась, что немного приревновала меня к другим детям.

— Как часто вы читаете сказки своим детям и какие? Свои, известных классиков?

— Свои читаю обязательно. Мои дети тоже ждут новые книги, торопят с написанием.  Классику читаем с удовольствием. Я стараюсь предлагать им то, что может моментально увлечь, захватить их. Иногда приходится выбирать, не сразу попадая в нужный жанр или автора. Сейчас сын увлеченно читает Шекли, Геймана, Стругацких, а дочка с удовольствием слушает приключения Незнайки, наслаждается чтением похождений Нулика и его друзей из книг Лёвшина и Александровой.

— Дети помогают писать или мешают?

— По-разному, как и всё в жизни. Они вдохновляют на сюжеты и истории, но при этом требуют много времени.

Иногда приходится разрываться — одновременно готовить ужин, отвечать на письма, сочинять стихотворение и объяснять дочке правила английского языка!

Поэтому я часто пишу по ночам, когда все спят, и есть возможность сосредоточиться на процессе. Выныривать из работы над текстом, чтобы ответить на вопросы домашних, довольно сложно. А объяснить, что мама, хоть и дома, но работает — ещё труднее.

Встреча

— Чья оценка для вас самая важная?

— Детей. Думаю, что нравиться им гораздо важнее, чем взрослым. Хотя мои книги любят и родители. Но когда юный читатель подходит и благодарит за сказки, когда приходит отзыв, что не могли заставить ребёнка оторваться от моих историй, когда дети просят написать про новые приключения моих героев — это, наверное, самое ценное. Я недавно выступала на радио в Нижнем Новгороде и познакомилась с очаровательным сыном ведущей, бравшей у меня интервью. Он так поразил меня своим умом и правильной, грамотной, богатой речью, что я подарила ему несколько своих книг. А вечером мне пришло сообщение с фотографией, где он их читает. Не представляете, насколько это было тепло и приятно! В такие моменты понимаешь, что силы, время, душа и эмоции, вложенные в творчество, потрачены не зря. Что они оставляют свой след, делают чью-то жизнь лучше, увлекают детей чтением и заражают любовью к книгам.

— Современные дети мало читают? Или нет? Как относитесь к этому?

— Проблема очень актуальна. Я провожу мастер-класс для родителей «Как привить детям любовь к чтению». Занимаясь его созданием, изучила множество аспектов детского чтения, провела в нескольких школах опросы среди ребят. Дети любят и хотят читать! Но не всегда то, что нужно по программе или то, чем зачитывались родители в их возрасте.

Главное, что мы, взрослые, должны сделать — не отбить у них желание читать и вовремя увлечь книгами.

Важно создавать для чтения подходящие условия — подбирать литературу, которая может понравиться им в данный момент, организовывать удобное место, обсуждать героев произведений. Делать всё возможное, чтобы книги были доступны и привлекательны, а чтение становилось настоящим праздником и волшебством.

Анна
Фото: сайт Анны Гончаровой, библиотека имени Толстого

Автор: Мария Бадамшина

Метки: , , , , , , , , , , ,

Выбор редактора